Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Отечественное страхование и вступление в ВТО

По прямым филиалам иностранных страховых компаний в России достигнутые нами договоренности предполагают возможность открытия филиалов через 9-летний переходный период, который начинает отсчитываться от даты присоединения к ВТО. При этом предполагается, что они будут работать в соответствии с российским законодательством, которое еще предстоит разработать. Будут выработаны лицензионные требования к филиалам и требования, которые обеспечивали бы финансовую устойчивость. Смысл этого – обеспечить высокое качество услуг, оказываемых российским потребителям, и надежность тех филиалов, которые будут работать в России.

Помимо требований непосредственно к филиалам, наши обязательства в ВТО предусматривают определенные требования к их материнским компаниям. Опыт работы компании должен составлять не менее 5 лет по страхованию иному, чем страхование жизни, и не менее 8 лет по страхованию жизни. Компания должна иметь опыт управления филиалами на внешнем рынке не менее 5 лет и размер активов не менее 5 млрд. долл. И наконец, вводится требование по обязательному наличию у материнской компании юридического адреса и фактического адреса в одной стране.

Еще один важнейший результат договоренности – право введения квоты иностранного участия в страховом секторе России. Сейчас по нашему действующему законодательству такая квота установлена на уровне 25 % от совокупного уставного капитала всех страховщиков, но в результате переговоров эта цифра была увеличена до 50 %. При этом есть две существенные оговорки. В иностранной доле не учитываются те инвестиции, которые были сделаны до 1 января 2007 года (на сегодня фактическая доля иностранного капитала составляет примерно 4,5 %). И второе изъятие касается будущих иностранных инвестиций в страховые компании, которые могут быть приватизированы после присоединения к ВТО – они также не включаются в общую квоту. А вот капитал филиалов будет засчитываться в общую квоту, то есть с этой точки зрения, 50 % рынка резервируется за российским страховым капиталом, и это опровергает опасения тех специалистов, которые предрекали подавление иностранными операторами российского сегмента рынка - квота не даст это сделать.

И последний элемент соглашений касается судьбы нынешних ограничений, связанных с иностранным участием в сфере страхования жизни и обязательного страхования. Главное изменение по сравнению с существующей практикой: 49 %-ное ограничение иностранных инвестиций в капитале компаний, занимающихся этими видами страховой деятельности, будет повышено до 51 %, а через 5 лет после присоединения к ВТО – полностью отменено. Иначе говоря, через 5 лет страхованием жизни и обязательным страхованием смогут заниматься компании, иностранное участие в капитале которых составляет 100 %. Еще один непростой связанный с этим момент – это нынешние преференции европейским инвесторам. По действующему закону 49%-ное ограничение не распространяется на инвесторов из стран Европейского Союза, таким образом, в настоящее время они имеют льготные условия, по сравнению с неевропейскими компаниями. С даты присоединения к ВТО эта преференция для европейцев будет отменена.

Не стоит отрицать, что условия доступа иностранных инвесторов на смежные финансовые рынки, по сравнению со страховым, изменились не столь существенно. В частности, по банкам не планируется прямое присутствие филиалов и сохранено право России сохранять 50 %-ную квоту, а на рынке ценных бумаг вообще никаких принципиальных изменений не введено. В связи с этим нам часто задается вопрос о межотраслевой конкуренции российских и иностранных продавцов сходных финансовых продуктов. Здесь я не вполне согласен с выдвигаемым в таких случаях базовым посылом о нарушенном принципе равных условий как ключевой идее ВТО. Ведь ВТО не заставляет страны предоставлять всем равные условия конкуренции, это не так, из этого принципа есть огромное количество изъятий. Действительно, филиалы страховщиков через 9 лет допущены, а банков - нет, российский банк не будет конкурировать с филиалом зарубежного банка, но поскольку в ряде случаев грань между банковским продуктом и продуктом страхования жизни достаточно неощутима, конкурентом банка, казалось бы, становится иностранный страховщик. Только эта разница между продуктами неочевидна лишь для потребителя, а для регуляторов она всегда видима, и здесь совершенно однозначно ФССН регулирует работу страховых компаний по-своему, а Центральный Банк регулирует банковскую деятельность по-другому. Конечно, конкурентное положение нестрахового финансового оператора на рынке теперь будет уже несколько иным, но его права при этом не нарушены. И никаким принципам ВТО все это не противоречит.

Категория: Мои статьи | Добавил: strah (23.07.2008)
Просмотров: 861 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 padron  
0
спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:

Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Интересует ли Вас страхование имущества
Всего ответов: 13